Премии и гранты Мингорисполкома
2011 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Формирование познавательного интереса у учащихся 6, 10, 11 классов на уроках географии и во внеклассной работе через организацию экскурсионно–краеведческой и поисковой деятельности»
Авторы проекта: Федосова А.В., заместитель директора по УР
Коваль Ж.А., учитель географии
2011 год
Премия Мингорисполкома за обобщение педагогического опыта «Использование краеведческой и поисковой деятельности как средства формирования познавательных интересов учащихся на уроках истории».
Автор опыта: Горбацевич Л.А., учитель истории
2013 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Формирование профессионального и личностного развития молодых педагогов посредством создания и внедрения школьной модели сопровождения «Молодой учитель»
Авторыпроекта: Гетманчук Г.И., директор школы, Федосова А.В., заместитель директора по УР, Кондратович С.В., учитель английского языка, Юрчик О.Л., учитель белорусского языка
2014 год
Премия Мингорисполкома за обобщение педагогического опыта «Фарміраванне пазнавальнай актыўнасці вучняў 5-11 класаў шляхам выкарыстання шматмернай дыдактычнай тэхналогіі на ўроках беларускай мовы і літаратуры».
Автор опыта: Ломако Н.Д., учитель белорусского языка и литературы
2016 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Организация деятельности учреждения образования по сопровождению профильного обучения педагогической направленности»
Авторы: Гетманчук Г.И., директор школы, Федосова А.В., заместитель директора по УР
2017 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Формирование познавательного интереса учащихся 6-11 классов при проведении интегрированных уроков по белорусской литературе (языку) и истории Беларуси посредством использования информационных ресурсов»
Авторы: Горбацевич Л.А., учитель истории, Копко И.А., учитель белорусского языка и литературы
2018 год
Премия Мингорисполкома за обобщение педагогического опыта «Использование ресурсов и возможностей социокультурных объектов столицы как средства активизации познавательной деятельности учащихся в изучении географии»
Автор опыта: Хлебко О.В., учитель географии
2019 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Разработка и внедрение региональной модели школьных служб медиации как механизма профилактики и решения конфликтных ситуаций в учреждении образования»
Автор проекта: Петрович Ю.А., педагог-психолог
2020 год
Премия Мингорисполкома за обобщение педагогического опыта «Прием интервью как средство формирования диалогической речи учащихся на первой ступени общего среднего образования»
Автор опыта: Пархимович И.В., учитель английского языка
2011 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Формирование познавательного интереса у учащихся 6, 10, 11 классов на уроках географии и во внеклассной работе через организацию экскурсионно-краеведческой и поисковой деятельности»
Авторы проекта: Федосова А.В., заместитель директора по УР, Коваль Ж.А., учитель географии
Краткая аннотация
Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания.
Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся цель деятельности учителя, а применение различных приёмов активизации является средством достижения этой цели. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения.
Проблема активности и развития интереса в обучении не нова, но всё еще актуальна, и требует более глубокого и подробного изучения. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его всё видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо благополучное формирование.
Снижение интереса к географии как учебной дисциплине в значительной мере объясняется отсутствием у учеников проявления творческой инициативы и недостаточным уровнем исследовательской работы в процессе учёбы. Сложилось впечатление, что география чисто гуманитарная дисциплина, для изучения которой достаточно книги, карты, тетради. Как правило, она считается малозатратной дисциплиной. Чтобы изменить такое положение, необходимо активизировать работу основных форм учебной (нестандартные уроки), и внеклассной работы (внеклассное чтение, занимательные часы, экскурсионно-краеведческая работа).
Экскурсионно-краеведческая деятельность в образовательном процессе играет немаловажную роль в обучение школьников. Она позволяет расширить кругозор учащихся, на деле показать большую часть географического материала, которую дети изучают в школе, не выказывая особого интереса к изученному.
Взаимодействие экскурсионно-краеведческой деятельности и образовательного процесса способствует воспитанию у молодых людей чувства патриотизма, росту национального самосознания, что в полной мере соответствует социальному заказу общества.
2011 год
Премия Мингорисполкома за обобщение педагогического опыта «Использование краеведческой и поисковой деятельности как средства формирования познавательных интересов учащихся на уроках истории».
Автор опыта: Горбацевич Л.А., учитель истории
Краткая аннотация
Современная школа находится в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих ей решать стоящие перед образованием и обществом проблемы. Воспитание социально активной, творческой личности, гражданина и патриота Отечества – так сформулирована главой государства А.Г. Лукашенко одна из задач государственной молодежной политики. Значительную роль в этом может сыграть историческое краеведение, включенное в современные образовательные процессы.
Жизнью многих поколений доказано, что патриотизм начинается с малого: любви к родным местам – городу, деревне, где человек родился, вырос, живет, где прошлое и настоящее окружает его во всем. Оно в древнем кургане, хранящем тайны жизни далеких предков, в солдатских обелисках, в буднях города, в истории школы, в которой он учится. Все это - единое целое, которое путем воспитательных воздействий рождает у школьника сознание сопричастности ко всему, что когда-то было на родной земле, что есть сейчас и что будет завтра. Поэтому использование краеведческого материала на уроках истории, на мой взгляд, приобретает особую важность как фактор формирования исторического мышления школьников, национального самосознания и социализации личности в целом.
На своем опыте я убедилась, что школьникам порой трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. А умело вплетенная в канву занятий историко-краеведческая информация дает детям более ясные представления о событиях прошлого. Известный методист Н.Г. Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее.
Использование краеведческого материала на уроках истории активизирует познавательную деятельность учащихся, открывает широкие возможности для их самостоятельной работы, поиска, исследования и даже небольшого открытия, позволяет учителю разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Кроме того, краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, развивающие и воспитательные функции.
Данное направление своей деятельности считаю актуальным, так как оно соответствует социальному заказу общества, способствует реализации требований, предъявляемых современной школе. Гражданское и патриотическое воспитание определены как основные составляющие воспитания в системе образования в Кодексе об образовании Республики Беларусь, отвечают требованиям государственного стандарта школьного исторического образования, находят отражение в стратегических задачах комитета по образованию Мингорисполкома и соответственно столичных учреждений образования.
2013 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Формирование профессионального и личностного развития молодых педагогов посредством создания и внедрения школьной модели сопровождения «Молодой учитель»
Авторы: Гетманчук Г.И., директор школы, Федосова А.В., заместитель директора по УВР, Кондратович С.В., учитель английского языка, Юрчик О.Л., учитель белорусского языка
Краткая аннотация
Организация профессионального развития молодого педагога – одна из главных задач образовательного учреждения. Адаптация педагога будет успешной при условии грамотного психолого-педагогического сопровождения этого процесса.
В проекте представлена модель сопровождения профессионального и личностного развития молодого педагога в условиях общеобразовательной школы.
Основная идея проекта заключается в индивидуализации процесса профессионального становления молодых педагогов с помощью тьюторского сопровождения.
Главная роль в решении этой задачи отводиться администрации и опытным учителям. Именно они смогут создать условия для наиболее полной реализации молодым педагогом его профессиональных возможностей, оказать методическую поддержку и облегчить адаптацию к новому профессиональному статусу, стимулировать молодых специалистов к личностно-профессиональному развитию, создать условия для открытого процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов.
2014 год
Премия Мингорисполкома за обобщение педагогического опыта «Фарміраванне пазнавальнай актыўнасці вучняў 5-11 класаў шляхам выкарыстання шматмернай дыдактычнай тэхналогіі на ўроках беларускай мовы і літаратуры».
Автор опыта: Ломако Н.Д., учитель белорусского языка и литературы
Кароткая анатацыя
Адной з цэнтральных праблем педагогікі, якія патрабуюць сталага творчага аналізу і эксперыментальнага апрабавання, з'яўляецца праблема фарміравання пазнавальнай актыўнасці вучня.
Пазнавальная актыўнасць з'яўляецца важнай умовай удасканалення і развіцця адукацыйнага працэсу, бо стымулюе развіццё самастойнасці, ініцыятывы, творчы падыход да авалодання ведамі, падахвочвае настаўнікаў да самавыяўлення.
Асноўным відам дзейнасці для вучняў з'яўляецца вучэнне. Таму неабходна шукаць магчымасці павышэння актыўнасці навучэнцаў у гэтым працэсе, што будзе спрыяць не толькі паляпшэнню якасці агульнаадукацыйнай падрыхтоўкі, але і фарміраванню актыўнай асобы ў цэлым. Гэта значыць, узнікае неабходнасць пабудовы дыдактычнай канцэпцыі, якая раскрывае сутнасць аднаго з фундаментальных прынцыпаў навучання – прынцыпу актыўнасці.
Мае вучні былі захоплены матэматыкай і,паводле вынікаў даследавання пазнавальнай актыўнасці, аддавалі перавагу менавіта гэтаму прадмету. Паўсталі пытанні: "Як пашырыць лінгвістычны далягляд навучэнцаў і спрыяць фарміраванню пазнавальнай актыўнасці?", "Як зацікавіць беларускай мовай і літаратурай?" На маю думку, пры навучанні ў школе недастатковая ўвага надаецца развіццю маўленчай культуры навучэнцаў, што прыводзіць да нізкай камунікатыўнай, моўнай і філалагічнай кампетэнтнасці выпускнікоў. Для сучаснага этапу выкладання беларускай мовы і літаратуры характэрна камунікатыўная скіраванасць, якая характарызуецца тым, што на першы план у якасці важнейшых мэт навучання ставіцца фарміраванне ўменняў і навыкаў маўленчых зносін, або камунікацыі. Падчас пошуку аптымальных сродкаў і метадаў маю ўвагу прыцягнулі інтэлект-карты і логіка-сэнсавыя мадэлі (ЛСМ). Іх выкарыстанне на ўроках атрымала выдатную адзнаку навучэнцаў. Я пераканалася: ёсць сэнс працаваць у абраным кірунку, які дазваляе фарміраваць культурную, сацыяльна актыўную асобу вучня, адкрытую для ўзаемадзеяння з навакольным светам, якая валодае здольнасцю ажыццяўляць камунікатыўную дзейнасць і ўжываць уменні і навыкі маўленчых зносін у розных сферах і сітуацыях.
Пры зніжэнні пазнавальнай актыўнасці павялічваецца нагрузка на памяць, вучань вымушаны проста “зазубрываць” матэрыял, тым самым не развіваючы, а псуючы сваю памяць. А з прычыны пагаршэння памяці зніжаецца матывацыя навучэнцаў, змяншаецца і эфектыўнасць навучання. Магчымасць разарваць гэтае замкнёнае кола ўяўляецца мне толькі тады, калі навучальная дзейнасць стане даступнай, пасільнай, асэнсаванай для навучэнцаў з сярэднімі (найбольш распаўсюджанымі) здольнасцямі. Лічу, што без рашэння гэтай праблемы складана вырашаць прыярытэтную задачу развіцця асобы вучня.
У аснове вопыту ляжыць традыцыйная схема навучання, на аснове якой ствараецца спецыяльная (пазнавальная) лінія развіцця, якая дае магчымасць зрабіць працэс выкладання больш даступным для вучня, бо непасрэднае засваенне навучальнага матэрыялу становіцца апасродкаваным, што абапіраецца на пазнавальную дзейнасць вучня. Падчас выкарыстання шматмернай дыдактычнай тэхналогіі (далей ШДТ) вялікая частка пазнавальнай і праектнай дзейнасці выконваецца ў маўленчай форме. Таму ўзнікае запатрабаванасць у дыдактычных інструментах, неабходных для падтрымкі пазнавальнай дзейнасці вучняў у маўленчай форме. Такімі з'яўляюцца інтэлект-карты і ЛСМ. Яны дапамагаюць стварыць цэласную структуру ўспрымання матэрыялу і, такім чынам, дзейнасці. Самае галоўнае, што дадзены падыход дазваляе прывесці ўсе наяўныя і неабходныя, але разрозненыя звесткі (інфармацыю, веды па прадмеце) у адзіную сістэму.
Практыка выкарыстання тэхналогіі дыдактычных шматмерных інструментаў паказала, што фарміраванне маўленчых уменняў і засваенне ведаў, звязаных з вялікім аб'ёмам пэўнай інфармацыі адбываецца больш эфектыўна і цікава для вучня, чым "штудзіраванне" падручніка. Інтэлект-карта і ЛСМ дапамагаюць ліквідаваць адну з важнейшых прычын адмоўнага стаўлення да вучобы – няўдачу, абумоўленую адсутнасцю навыкаў работы з інфармацыяй і, як следства, значнымі прабеламі ў ведах. Вучань атрымлівае магчымасць давесці рашэнне любой навучальнай задачы да лагічнага завяршэння, абапіраючыся на неабходную дапамогу. Гэтай дапамогай з’яўляецца шматмерная дыдактычная тэхналогія.
Пытанне аб тым, ці можна чалавека навучыць праяўляць пазнавальную актыўнасць і развіваць у яго здольнасці да творчай дзейнасці, канчаткова не вырашана. Пры знаёмстве з многімі даследаваннямі вясвятляецца, што спектр педагагічных інавацый надта шырокі, але не ўпарадкаваны. Узнікае супярэчнасць паміж вялікай колькасцю педагагічных інавацый і адсутнасцю іх сістэмы, якая дазваляе ад стыхійнага ўвядзення гэтых педагагічных ідэй перайсці да мэтанакіраванага, больш эфектыўнага. Акрэсленая супярэчнасць абумовіла выбар маёй тэмы
2016 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Организация деятельности учреждения образования по сопровождению профильного обучения педагогической направленности»
Авторы: Гетманчук Г.И., директор школы, Федосова А.В., заместитель директора по УВР
Краткая аннотация
Реализация проекта предполагает разработку и внедрение системы деятельности учреждения образования по сопровождению профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования, которая обеспечит подготовку выпускников школы к получению педагогических специальностей в учреждениях высшего образования.
Одним из результатов внедрение проекта является расширение сетевого взаимодействия с учреждениями высшего, среднего специального образования, учреждениями общего среднего образования, в которых открыты профильные классы педагогической направленности.
В ходе реализации проекта разработаны программы элективных курсов для учащихся профильных классов педагогической направленности:
- программа курса «Медиация как метод эффективного решения конфликтов»;
- программа курса «Основы профессии учителя».
Для учителей профильных классов педагогической направленности рабочей группой проекта разработаны методические рекомендации по выявлению и развитию педагогических способностей учащихся в ходе учебного процесса.
2017 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Формирование познавательного интереса учащихся 6-11 классов при проведении интегрированных уроков по белорусской литературе (языку) и истории Беларуси посредством использования информационных ресурсов»
Авторы: Горбацевич Л.А., учитель истории, Копко И.А., учитель белорусского языка и литературы
Краткая аннотация
Возрастающая роль межпредметной интеграции в обучении обусловлена тем, что она является своеобразным ответом на интеграционные процессы в экономической, культурной, информационной жизни, характерные для современного общества.
Актуальность темы продиктована новыми социальными запросами,
предъявляемыми сегодня школе, определенными государственной политикой в сфере образования: повышение научно-теоретической и практической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Сегодня недостаточно вооружить учащегося определенной суммой знаний и даже недостаточно развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать высокообразованную, интеллектуально развитую личность с целостным представлением картины мира, способную активно «вписываться» в современное общество, заниматься дальнейшим саморазвитием и самообразованием.
Традиционная модель образования не удовлетворяет новым требованиям времени.
Она ориентирована на монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, что порождает ряд противоречий:
- между необходимостью целостного развития личности и предметным построением образовательного процесса;
- между готовностью выпускника средней школы к успешной социализации и отсутствием межпредметного взаимодействия в обучении;
- между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами, и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.
Разрешить названные противоречия, по крайней мере, отчасти, может межпредметная интеграция, переориентация учебного процесса на формирование компетенций учащегося, позволяющих переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой, продуктивно решать разнообразные социально-личностные задачи. На изменение содержания общего среднего образования с учетом межпредметных связей и практической направленности ориентирует педагогов и Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования».
Обширность исследований по проблеме интеграции в обучении, анализ программ и опыт преподавания показывают, что практически все учебные предметы, преподаваемые в школе, обладают своеобразным интеграционным потенциалом и что порой успешное изучение одного предмета зависит от наличия знаний и умений по другому предмету.
Для реализации межпредметного взаимодействия в учреждении образования необходима система педагогических условий, включающих в себя сотрудничество педагогов по выработке новых подходов к построению образовательного процесса, а также условия выявления их образовательных потребностей, планирования учебной деятельности.
Считая интеграцию одной из инновационных форм обучения, педагоги нашей школы разрабатывают и проводят интегрированные уроки, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин. Уже педагоги начальных классов объединяют содержание отдельных тем разных учебных предметов, чтобы заинтересовать учащихся, уменьшить психологическое напряжение, сделать урок ярким, а материал более запоминающимся, в результате чего формируется новое качество образования, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое углубленным взаимопроникновением знаний.
Я.А. Коменский отмечал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Интегрированные уроки по истории Беларуси и белорусской литературе (языку) способствуют расширению и углублению курса отечественной истории за счёт изучения произведений художественной литературы, их анализа, и последующего применения полученных знаний при характеристике исторических явлений и процессов.
Знакомство с белорусской литературой, историей приобщает учащихся к духовным ценностям культуры, способствует формированию мировоззрения, нравственных качеств, расширению кругозора. Якуб Колас писал: «… ні адзін прадмет працоўнай школы не можа выступаць асобна – ён павінен уплятацца ў жывую тканкушкольнайработы».
Опыт показал, что совместное изучение истории Беларуси и белорусской литературы (языка) дает учащимся представление о развитии культуры Беларуси в разные периоды, помогает выявить ее место в историческом процессе. Такие уроки повышают познавательную активность учащихся, способствуют развитию их мыслительных, творческих, коммуникативных способностей, овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической).
Результатами активизации познавательной деятельности учащихся могут стать исследовательские работы, сочинения, сценарии внеклассных мероприятий, проекты.
Подготовка и проведение интегрированных уроков создает базу для использования современных педагогических технологий, в частности информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).
Применение ИКТ позволяет подойти к вопросу обучения с качественно новой стороны. Благодаря электронным ресурсам мы можем продемонстрировать учащимся прекрасный наглядный материал, который дает возможность при изучении соответствующих тем ставить и успешно решать широкий круг образовательных, воспитательных и развивающих задач:
- мотивировать учащихся на изучение определенной темы или на выполнение конкретной работы;
- развивать ключевые и общеучебные компетенции учащихся (обобщать и систематизировать полученную информацию, анализировать явления, процессы, факты, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), определять, формулировать и аргументировать свою точку зрения, осуществлять оценочные суждения);
- расширять кругозор и познавательную активность учащихся.
При использовании информационных технологий педагог перестает быть для учащегося единственным источником знаний, носителем истины, а становится партнером, совместно добывающим информацию из разных источников. Такими источниками информации могут быть архивные документы, документы из фондов библиотек, фото-, аудио- и видеоматериалы.
Большими достоинствами обладают документальные фильмы. Архивные киноматериалы, свидетельства очевидцев, как правило, корректные, выверенные комментарии позволяют применять их не только в иллюстративном плане, но и в качестве собственно исторических источников.
На наш взгляд, представляется интересным и эффективным с точки зрения повышения познавательного интереса учащихся на уроках истории и белорусской литературы использование материалов информационного ресурса «Хроника культуры Беларуси. Творческие портреты деятелей культуры и искусства», созданногоБелорусским государственным университетом культуры и искусств совместно с архивом кинофотодокументов и Национальной киностудией «Беларусьфильм». Некогда отрывочные и разрозненные фрагменты хроникально-документальных фильмов, а также сюжеты кинопериодики, созданные, в большинстве, белорусскими режиссерами и операторами-кинодокументалистами, объединеные создателями в целостную картину, помогают учащимся заглянуть в далекое и совсем близкое прошлое нашей истории, нашей культурной жизни.
Таким образом, интергация в обучении обеспечивает:
- переход от внутрипредметных связей к межпредметным, что позволяет учащимся переносить способы действий с одних объектов на другие, облегчает учение и формирует представление о целостности мира;
- активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, формирование исследовательского типа личности;
- развитие потенциала учащихся, мотивацию учения (побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей);
- поддержание на высоком уровне внимания учащихся в течение урока за счет нестандартной формы урока;
- увеличение информативной емкости урока;
- снижение перенапряжения и утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности;
- высвобождение учебных часов, которые можно использовать для дополнительных учебных занятий практической направленности;
- возможность для самореализации, самовыражения учителя, способствует раскрытию его творческого потенциала.
2018 год
Премия Мингорисполкома за обобщение педагогического опыта «Использование ресурсов и возможностей социокультурных объектов столицы как средства активизации познавательной деятельности учащихся в изучении географии»
Автор опыта: Хлебко О.В., учитель географии
Краткая аннотация
Традиционно образовательный процесс описывается как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являются, обучение и воспитание. Сегодня педагогу необходимо принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, где обучение и воспитание органически сливаются.
Преподавание в современной школе все больше убеждает: эффективны те методы воспитания и обучения, в условиях которых учащийся становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. То есть сегодня важнейшим требованием к процессу обучения является активная деятельность учащихся. Это, прежде всего, их активность в учении, которая формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется сознательными и целеустремленными усилиями учащихся для успешного выполнения задач. Вместе с тем активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков, на формирование познавательной активности учащихся, т.е. качества личности, характеризующего отношение к изучаемому предмету и самому процессу учения.
Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Опыт последнего десятилетия показывает, что образовался вакуум в активизации познавательной деятельности учащихся.Не секрет, что с появлением современных средств информации: телевизора, компьютера, Интернета, все меньше школьников обращаются к литературным источникам знаний, посещают музеи, выставки, напрямую общаются с природой. Как прийти к учению с увлечением?
Большинство педагогических работников школы выполняют одновременно и обучающие и воспитательные функции, являясь одновременно и учителями - предметниками и классными руководителями, т.е. непосредственными и основными организаторами учебной и воспитательной работы в школе. Такое совмещение функциональных обязанностей позволяет вплетать в воспитательную работу класса развивающие идеи того или иного предмета, мотивируя на расширение и обогащение знаний учащихся. Я задалась поиском ответа на вопрос: «Каким образом можно совместить и функцию классного руководителя по воспитанию культурно-нравственной личности и функцию учителя – предметника по формированию и развитию устойчивого познавательного интереса, активизировать познавательную деятельность моих учеников к географии?».
Поиск способов активизации познавательной деятельности, стимулирование познавательных сил и возможностей ребенка привели к возникновению идеи, что заполнить этот вакуум могут помочь учителям социокультурные объекты города, позволяющие влиять не только на воспитание, но и обучение подрастающего поколения.
В городе, особенно столице, территориально сконцентрированы социокультурные объекты, центры и учреждения не только городского, но и республиканского значения.
К примеру, по городу Минску я составила «стартовый» перечень более 25 социокультурных объектов столицы, которые можно рекомендовать для углубления знаний учащихся при изучении географии.
Они имеют большой потенциал, возможности, ресурсы, помогающие учителю активизировать интеллектуально – познавательную деятельность учащихся. Высокая педагогическая цена такого учебного дня (в музее, планетарии, в центре экологии и краеведения, в эколого-туристическом центре, на природе и т.д.) объясняется тем, что здесь процесс познания идет через радость ребенка, через удовольствие активного, самостоятельного освоения им предметов и явлений в их подлинном, натуральном виде, а не опосредованно через рассказ учителя, часто довольно скучный, хотя и сопровождаемый иллюстрациями и демонстрациями наглядного материала. Только здесь, вне школы, есть, то, чего так не хватает «учебной скамье» - живое восприятие реального мира и личный практический опыт освоения его.
Однако проблема заключается в том, что социокультурная сфера города используется учителями, чаще всего, только в решении воспитательных задач (как классными руководителями) и очень редко в решении образовательных (учебных) задач.
Учитывая интеграционный потенциал географии и междисциплинарный подход в обучении, я решила использовать в своей педагогической практике ресурсы и потенциал некоторых социокультурных объектов города для решения вопроса активизации познавательной деятельности учащихся в изучении географии, использовать в своей работе возможности этих объектов.
2019 год
Грант Мингорисполкома за образовательный проект «Разработка и внедрение региональной модели школьных служб медиации как механизма профилактики и решения конфликтных ситуаций в учреждении образования»
Автор проекта: Петрович Ю.А., педагог-психолог
Краткая аннотация
В проекте определены стратегии развития школьных служб медиации в образовательном пространстве учреждения образования. Предлагается комплексная система действенной работы всех участников образовательных отношений способствующей формированию психологически безопасной и бесконфликтной образовательной среды, внедрения технологий формирования конфликтологической компетенции, схем урегулирования конфликтных ситуаций и алгоритмов действий субъектов образовательных отношений на основе социального партнерства.
2020 год
Премия Мингорисполкома за обобщение педагогического опыта «Прием интервью как средство формирования диалогической речи учащихся на первой ступени общего среднего образования»
Автор опыта: Пархимович И.В., учитель английского языка
Краткая аннотация
Обучение иностранному языку в современном понимании рассматривается как необходимое условие формирования личности, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию.
Коммуникативный подход к процессу обучения иностранному языку является одним из основных и подразумевает в первую очередь формирование иноязычных умений при помощи коммуникативной обучающей технологии.
Коммуникативно-ориентированное обучение формирует внутреннюю готовность и способность к речевому общению, ориентирующую учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения и характерны, прежде всего, нетрадиционные формы и приемы проведения уроков. Одним из них является приём интервью.
Актуальность опыта состоит в необходимости создания педагогических условий посредством активного использования приема интервью, обеспечивающего развитие умений диалогической речи учащихся.